9 сентября 2024
Первый выпуск журнала в области методики преподавания литературы открывается приглашением к осмыслению пройденного за последние тридцать лет пути
«Гуманитарное образование в современной школе приобретает роль спасательного круга, который культура бросает в водоворот современных конфликтов, раздирающих общество.
<…> сегодня особенно важно точно определить социальные цели школьного изучения литературы, выделить образовательные и воспитательные задачи курса литературы в школе и найти такую его структуру, которая позволила бы естественно и результативно эти задачи решать».
Обращаясь к выделенным в науке этапам формирования системы литературного развития, автор ставит вопрос о содержании, целях и задачах современного этапа и дальнейшей судьбе школьного литературного образования в России (Е.Р. Ядровская).
В статьях ученых – представителей петербургской методической школы профессора В.Г. Маранцмана, а также молодых исследователей, затрагиваются самые животрепещущие вопросы литературного развития читателя-школьника. В статье Е.И. Целиковой актуализируется проблема «нового чтения», которое может стать современной альтернативой традиционному следованию адаптированным приемам и методам литературоведения в школьном изучении литературных произведений, и «нового читателя»: «без маски двоемыслия, свободного в своих суждениях».
В работе Е.В. Кочетовой предлагается система организации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы с учетом природы изучаемого текста на материале рассказа Т. Толстой «Смотри на обороте». Методист показывает, как уроки, в основе которых лежит образность как интегральный признак, позволяют преодолеть у школьников сложившиеся стереотипы мышления, предостеречь от прямолинейных, вульгарных нравственных и эстетических суждений, преодолеть «бездну» непонимания и открыть в художественном тексте «бездну» смыслов.
В статье Е.Р. Ядровской и Д.В. Владимировой поднимается проблема изучения литературы периода «оттепели», которая остается за рамками круга чтения учащихся, как и почти весь период русской (советской) литературы второй половины века. Авторы предлагают путь обзорного урока-семинара, на котором учащиеся создают портрет эпохи, пытаясь не только понять ключевые темы, идеи и идеалы времени, но и прочувствовать его лирические и драматические доминанты.
В исследовании А.В. Беловой развиваются идеи В.Г. Маранцмана о диалоге как принципе организации деятельности учителя и ученика; предлагаются методические условия реализации диалога «учитель-ученик». Особое внимание методист, развивая идеи В.Г. Маранцмана, уделяет выявлению первоначального читательского восприятия, которое важно понимаю учителю не для того, чтобы «направить» детей в нужное для него, заготовленное до урока, смысловое русло, а для того, чтобы услышать Другого.
Вынесенные в эпиграф предисловия к выпуску журнала размышления В.Г. Маранцмана, написанные 20 лет назад, сегодня как никогда, актуальны.
Дорогие друзья, мы приглашаем всех к диалогу! Надеемся, что наш журнал станет свободным и творческим пространством методических исследований и дискуссий, диалога как «гармонии неслиянных голосов» (М.М. Бахтин) и интересного научного поиска.
В нашем журнале размещена информация о международной научно-практической конференции «Открытая методика», который проводится в Санкт-Петербурге по инициативе Центра «Альфа-Диалог» и Научно-методического Совета по преподаванию литературы и русского языка при ОО АССУЛ и поддержке Герценовского университета в Санкт-Петербурге ежегодно с 2016 года.
Также мы предлагаем вашему вниманию монографию, посвященную «открытой методике» В.Г. Маранцмана.
В монографии осмысливается вклад В. Г. Маранцмана и его научной школы в методическую науку и практику литературного образования второй половины ХХ – первой четверти ХХI века, в определение соответствия научных подходов и методических решений современным вызовам.
<…> сегодня особенно важно точно определить социальные цели школьного изучения литературы, выделить образовательные и воспитательные задачи курса литературы в школе и найти такую его структуру, которая позволила бы естественно и результативно эти задачи решать».
В.Г. Маранцман. 2004.
Первый выпуск журнала в области методики преподавания литературы открывается приглашением к осмыслению пройденного за последние тридцать лет пути: от перестроечных 90-х – к эпохе цифровизации. Основные направления методической мысли были связаны в этот период с научно-методической школой В.Г. Маранцмана. Крупным планом автор выделяет ключевые даты и события, непосредственно или опосредованно связанные с развитием методики и системой отечественного образования.
Обращаясь к выделенным в науке этапам формирования системы литературного развития, автор ставит вопрос о содержании, целях и задачах современного этапа и дальнейшей судьбе школьного литературного образования в России (Е.Р. Ядровская).
В статьях ученых – представителей петербургской методической школы профессора В.Г. Маранцмана, а также молодых исследователей, затрагиваются самые животрепещущие вопросы литературного развития читателя-школьника. В статье Е.И. Целиковой актуализируется проблема «нового чтения», которое может стать современной альтернативой традиционному следованию адаптированным приемам и методам литературоведения в школьном изучении литературных произведений, и «нового читателя»: «без маски двоемыслия, свободного в своих суждениях».
В работе Е.В. Кочетовой предлагается система организации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы с учетом природы изучаемого текста на материале рассказа Т. Толстой «Смотри на обороте». Методист показывает, как уроки, в основе которых лежит образность как интегральный признак, позволяют преодолеть у школьников сложившиеся стереотипы мышления, предостеречь от прямолинейных, вульгарных нравственных и эстетических суждений, преодолеть «бездну» непонимания и открыть в художественном тексте «бездну» смыслов.
В статье Е.Р. Ядровской и Д.В. Владимировой поднимается проблема изучения литературы периода «оттепели», которая остается за рамками круга чтения учащихся, как и почти весь период русской (советской) литературы второй половины века. Авторы предлагают путь обзорного урока-семинара, на котором учащиеся создают портрет эпохи, пытаясь не только понять ключевые темы, идеи и идеалы времени, но и прочувствовать его лирические и драматические доминанты.
В исследовании А.В. Беловой развиваются идеи В.Г. Маранцмана о диалоге как принципе организации деятельности учителя и ученика; предлагаются методические условия реализации диалога «учитель-ученик». Особое внимание методист, развивая идеи В.Г. Маранцмана, уделяет выявлению первоначального читательского восприятия, которое важно понимаю учителю не для того, чтобы «направить» детей в нужное для него, заготовленное до урока, смысловое русло, а для того, чтобы услышать Другого.
Вынесенные в эпиграф предисловия к выпуску журнала размышления В.Г. Маранцмана, написанные 20 лет назад, сегодня как никогда, актуальны.
Дорогие друзья, мы приглашаем всех к диалогу! Надеемся, что наш журнал станет свободным и творческим пространством методических исследований и дискуссий, диалога как «гармонии неслиянных голосов» (М.М. Бахтин) и интересного научного поиска.
В нашем журнале размещена информация о международной научно-практической конференции «Открытая методика», который проводится в Санкт-Петербурге по инициативе Центра «Альфа-Диалог» и Научно-методического Совета по преподаванию литературы и русского языка при ОО АССУЛ и поддержке Герценовского университета в Санкт-Петербурге ежегодно с 2016 года.
Также мы предлагаем вашему вниманию монографию, посвященную «открытой методике» В.Г. Маранцмана.
В монографии осмысливается вклад В. Г. Маранцмана и его научной школы в методическую науку и практику литературного образования второй половины ХХ – первой четверти ХХI века, в определение соответствия научных подходов и методических решений современным вызовам.
Куар код на обложке монографии позволяет получить доступ к монографии.