Научный журнал «Пространство педагогических исследований» ставит своей целью освещение фундаментальных и прикладных исследований по актуальным вопросам теории и методики обучения и воспитания и приглашает авторов к публикации статей, представляющих собой результаты научных исследований, теоретические обзоры, методические разработки и другие материалы научного и образовательного характера по научной специальности.
Направления исследований:
Научная специальность: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
-
Междисциплинарные основы педагогических исследований.
-
Инновации в образовании.
-
Качество образования. Педагогические измерения.
-
История развития педагогической науки и образования.
-
Динамика образования на различных этапах жизненного пути человека; социокультурные эффекты образования.
-
Педагогические аспекты формирования самосознания, самоопределения и саморазвития человека.
-
Развитие непрерывного образования. Взаимосвязь формального, неформального и информального образования.
-
Педагогическое взаимодействие в информационно-образовательной, гибридной среде.
-
Профессиональная деятельность педагога: сущность, структура, функции, изменения под влиянием объективных факторов и субъективных причин.
-
Типы и модели обучения, образовательные технологии; специфика обучения на разных уровнях образования.
-
Дидактические условия, методы и средства с учетом психолого- возрастных особенностей обучающихся.
-
Научно-педагогические основы формирования функциональной грамотности.
-
Теории и концепции развития, воспитания и социализации.
-
Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях различных типов, по различным уровням образования.
-
Кибербезопасность личности как педагогическая проблема.
-
Педагогические исследования воспитательных и социокультурных практик, детских и молодежных общественных движений и объединений.
-
Семейное воспитание и обучение; педагогическая поддержка семейного воспитания. Педагогическое просвещение родителей.
-
Педагогические исследования профилактики и коррекции асоциального поведения обучающихся.
-
Педагогические аспекты организации социально-культурной деятельности обучающихся.
-
Управление образованием. Модели, концепции и технологии управления образованием.
-
Образовательная политика.
-
Исследования образовательного пространства (мира, страны, образовательной организации).
Научная специальность: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
-
Методологические подходы к построению предметного образования, в том числе в условиях его цифровой трансформации.
-
Закономерности, тенденции, модели и стратегии развития предметного образования, в том числе при использовании информационных и коммуникационных технологий.
-
Взаимосвязь теории, методики и практики обучения и воспитания на уровне общего и высшего образования (по областям знаний).
-
Научные основы проектирования новых методических систем обучения и воспитания по различным, дисциплинам, предметам, курсам в соответствии со стратегическими направлениями модернизации отечественного образования в условиях цифровой образовательной среды, а также прогнозирование их развития.
-
Методические концепции содержания обучения и его проектирования (по областям знаний и уровню образования).
-
Теоретические основы методов и форм обучения (по областям знаний и уровню образования), в том числе в условиях использования технологий дистанционного информационного взаимодействия.
-
Анализ образовательных данных и математическое моделирование образовательных процессов и систем предметного образования.
-
Теоретические основы создания цифровой образовательной среды (по областям знаний и уровням образования).
-
Взаимодействие теории, методики и практики предметного образования с отраслями науки, культуры, технологий, производства.
-
Теоретические основы предметного обучения и принципы его организации на междисциплинарной основе (с опорой на современные достижения смежных наук — психологии, физиологии, нейронаук и др.).
-
Аксиологические основы предметного образования; проблемы формирования традиционных ценностей многонационального социума, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира, познавательной мотивации у субъектов, образовательного процесса средствами предметного образования.
-
История становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования.
-
История развития методических систем предметного обучения.
-
Эволюция содержания предметного обучения, в том числе в условиях цифровой трансформации образования.
-
История становления и развития методов, технологий и организационных форм предметного образования.
-
Сравнительные исследования методических систем предметного образования.
-
Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и высшего образования.
-
Научные основы разработки интегрированных учебных дисциплин, в том числе на междисциплинарном уровне, и технологии создания их научно-методического обеспечения в структуре общего и высшего образования.
-
Обеспечение информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса и сохранения их здоровья средствами учебного предмета.
-
Теоретические основы создания и использования новых образовательных технологий и методических систем обучения и воспитания, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования.
-
Развитие информационно-когнитивных технологий получения знаний средствами учебного предмета.
-
Теория, методика и практика разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
-
Теория, методика и практика разработки и использования в обучении и воспитании цифровых образовательных ресурсов (по областям знаний и уровням образования).
-
Теория и практика разработки, педагогико-эргономической оценки и применения в обучении и воспитании компьютерных инструментов, современных информационных технологий и возможностей сети Интернет.
-
Методическая система дистанционного, распределенного и смешанного обучения (по областям знаний и уровням образования).
-
Теоретические основания и практика создания учебников нового поколения, в том числе для организации процесса обучения в цифровой образовательной среде.
-
Проектирование и разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету.
-
Проектирование систем оценки достижений обучающихся в предметном образовании.
-
Использование информационных систем для мониторинга оценки качества обучения и воспитания (по областям знаний и уровням образования).
-
Профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе в контексте реализации достижений научно-технического прогресса, сохранения здоровья и обеспечения информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.
-
Методическая подготовка учителя-предметника к профессиональной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
-
Научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования. Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.
-
Компетентностная модель специалиста: универсальные и профессиональные компетенции. Обновление профессиональных функций и компетенций специалистов в условиях цифровизации экономики и культурной трансформации мира.
-
Формирование профессионального мировоззрения. Профессиональная Я-концепция.
-
Развитие образовательных сред в профессиональном образовании.
-
Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании.
-
Цифровые среды и цифровые ресурсы в профессиональном образовании.
-
Теории содержания и научные основы технологий профессионального образования.
-
Непрерывное профессиональное образование, преемственность уровней.
-
Управление качеством профессионального образования. Методология разработки стандартов профессионального образования.
-
Развитие человеческого капитала средствами высшего образования и в учреждениях СПО.
-
Направления развития классического университетского и профильного высшего образования.
-
Подготовка специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах.
-
Внутрикорпоративная подготовка кадров. Наставничество как образовательный процесс.
-
Дополнительное профессиональное образование. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов различных уровней и профилей.
-
Профессиональное обучение безработных и незанятого населения.
-
Концептуализация и технологизация практик гибридного обучения. Технологии чемпионатного образования.
-
Инклюзивные аспекты профессионального образования.
-
Образовательный менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании. Социально-экономические эффекты профессионального образования.
-
Педагогические проблемы профориентации. Развивающий потенциал цифровых ресурсов в профориентации. Профориентационная работа со школьниками в контексте задач социально-экономического развития региона.
-
Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.
-
Антропологический подход в профессиональном образовании. Антропопрактика как способ реализации профессионального образования.
-
Неформальное образование как способ профессионализации.
-
Андрагогические аспекты профессионального образования.
-
Педагогические измерения в практиках профессионального образования.
Журнал выходит 1 раз в квартал (4 номера в год). Форма распространения: сетевое издание открытого доступа.