Сведения о журнале

Научный журнал «Пространство педагогических исследований» ставит своей целью освещение фундаментальных и прикладных исследований по актуальным вопросам теории и методики обучения и воспитания и приглашает авторов к публикации статей, представляющих собой результаты научных исследований, теоретические обзоры, методические разработки и другие материалы научного и образовательного характера по научной специальности.

Направления исследований:

Научная специальность: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

  1. Междисциплинарные основы педагогических исследований.

  2. Инновации в образовании.

  3. Качество образования. Педагогические измерения.

  4. История развития педагогической науки и образования.

  5. Динамика образования на различных этапах жизненного пути человека; социокультурные эффекты образования.

  6. Педагогические аспекты формирования самосознания, самоопределения и саморазвития человека.

  7. Развитие непрерывного образования. Взаимосвязь формального, неформального и информального образования.

  8. Педагогическое взаимодействие в информационно-образовательной, гибридной среде.

  9. Профессиональная деятельность педагога: сущность, структура, функции, изменения под влиянием объективных факторов и субъективных причин.

  10. Типы и модели обучения, образовательные технологии; специфика обучения на разных уровнях образования.

  11. Дидактические условия, методы и средства с учетом психолого- возрастных особенностей обучающихся.

  12. Научно-педагогические основы формирования функциональной грамотности.

  13. Теории и концепции развития, воспитания и социализации.

  14. Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях различных типов, по различным уровням образования.

  15. Кибербезопасность личности как педагогическая проблема.

  16. Педагогические исследования воспитательных и социокультурных практик, детских и молодежных общественных движений и объединений.

  17. Семейное воспитание и обучение; педагогическая поддержка семейного воспитания. Педагогическое просвещение родителей.

  18. Педагогические исследования профилактики и коррекции асоциального поведения обучающихся.

  19. Педагогические аспекты организации социально-культурной деятельности обучающихся.

  20. Управление образованием. Модели, концепции и технологии управления образованием.

  21. Образовательная политика.

  22. Исследования образовательного пространства (мира, страны, образовательной организации).


Научная специальность: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

  1. Методологические подходы к построению предметного образования, в том числе в условиях его цифровой трансформации.

  2. Закономерности, тенденции, модели и стратегии развития предметного образования, в том числе при использовании информационных и коммуникационных технологий.

  3. Взаимосвязь теории, методики и практики обучения и воспитания на уровне общего и высшего образования (по областям знаний).

  4. Научные основы проектирования новых методических систем обучения и воспитания по различным, дисциплинам, предметам, курсам в соответствии со стратегическими направлениями модернизации отечественного образования в условиях цифровой образовательной среды, а также прогнозирование их развития.

  5. Методические концепции содержания обучения и его проектирования (по областям знаний и уровню образования).

  6. Теоретические основы методов и форм обучения (по областям знаний и уровню образования), в том числе в условиях использования технологий дистанционного информационного взаимодействия.

  7. Анализ образовательных данных и математическое моделирование образовательных процессов и систем предметного образования.

  8. Теоретические основы создания цифровой образовательной среды (по областям знаний и уровням образования).

  9. Взаимодействие теории, методики и практики предметного образования с отраслями науки, культуры, технологий, производства.

  10. Теоретические основы предметного обучения и принципы его организации на междисциплинарной основе (с опорой на современные достижения смежных наук — психологии, физиологии, нейронаук и др.).

  11. Аксиологические основы предметного образования; проблемы формирования традиционных ценностей многонационального социума, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира, познавательной мотивации у субъектов, образовательного процесса средствами предметного образования.

  12. История становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования.

  13. История развития методических систем предметного обучения.

  14. Эволюция содержания предметного обучения, в том числе в условиях цифровой трансформации образования.

  15. История становления и развития методов, технологий и организационных форм предметного образования.

  16. Сравнительные исследования методических систем предметного образования.

  17. Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и высшего образования.

  18. Научные основы разработки интегрированных учебных дисциплин, в том числе на междисциплинарном уровне, и технологии создания их научно-методического обеспечения в структуре общего и высшего образования.

  19. Обеспечение информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса и сохранения их здоровья средствами учебного предмета.

  20. Теоретические основы создания и использования новых образовательных технологий и методических систем обучения и воспитания, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования.

  21. Развитие информационно-когнитивных технологий получения знаний средствами учебного предмета.

  22. Теория, методика и практика разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

  23. Теория, методика и практика разработки и использования в обучении и воспитании цифровых образовательных ресурсов (по областям знаний и уровням образования).

  24. Теория и практика разработки, педагогико-эргономической оценки и применения в обучении и воспитании компьютерных инструментов, современных информационных технологий и возможностей сети Интернет.

  25. Методическая система дистанционного, распределенного и смешанного обучения (по областям знаний и уровням образования).

  26. Теоретические основания и практика создания учебников нового поколения, в том числе для организации процесса обучения в цифровой образовательной среде.

  27. Проектирование и разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету.

  28. Проектирование систем оценки достижений обучающихся в предметном образовании.

  29. Использование информационных систем для мониторинга оценки качества обучения и воспитания (по областям знаний и уровням образования).

  30. Профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе в контексте реализации достижений научно-технического прогресса, сохранения здоровья и обеспечения информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.

  31. Методическая подготовка учителя-предметника к профессиональной деятельности в системе общего и дополнительного образования.


Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

  1. Научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования. Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.

  2. Компетентностная модель специалиста: универсальные и профессиональные компетенции. Обновление профессиональных функций и компетенций специалистов в условиях цифровизации экономики и культурной трансформации мира.

  3. Формирование профессионального мировоззрения. Профессиональная Я-концепция.

  4. Развитие образовательных сред в профессиональном образовании.

  5. Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании.

  6. Цифровые среды и цифровые ресурсы в профессиональном образовании.

  7. Теории содержания и научные основы технологий профессионального образования.

  8. Непрерывное профессиональное образование, преемственность уровней.

  9. Управление качеством профессионального образования. Методология разработки стандартов профессионального образования.

  10. Развитие человеческого капитала средствами высшего образования и в учреждениях СПО.

  11. Направления развития классического университетского и профильного высшего образования.

  12. Подготовка специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

  13. Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах.

  14. Внутрикорпоративная подготовка кадров. Наставничество как образовательный процесс.

  15. Дополнительное профессиональное образование. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов различных уровней и профилей.

  16. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения.

  17. Концептуализация и технологизация практик гибридного обучения. Технологии чемпионатного образования.

  18. Инклюзивные аспекты профессионального образования.

  19. Образовательный менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании. Социально-экономические эффекты профессионального образования.

  20. Педагогические проблемы профориентации. Развивающий потенциал цифровых ресурсов в профориентации. Профориентационная работа со школьниками в контексте задач социально-экономического развития региона.

  21. Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.

  22. Антропологический подход в профессиональном образовании. Антропопрактика как способ реализации профессионального образования.

  23. Неформальное образование как способ профессионализации.

  24. Андрагогические аспекты профессионального образования.

  25. Педагогические измерения в практиках профессионального образования.


Журнал выходит 1 раз в квартал (4 номера в год). Форма распространения: сетевое издание открытого доступа.

Сайт использует файлы «cookie» с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Cookie-файлы позволяют, например, сохранить единожды выполненные текстовые вводы в полях формуляров Сайта, благодаря чему их не требуется вводить заново при следующем посещении Сайта или при переходе между отдельными функциями Сайта. Продолжая использовать наш сайт и нажимая на кнопку «Согласен», вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки своего браузера. Подробнее
Согласен