Журнал «Пространство педагогических исследований» публикует статьи по следующим направлениям:
Методика преподавания информатики
— Выявление и обоснование стратегических ориентиров развития образования в связи с реализацией в образовательной практике результатов достижений научно-технического прогресса современного общества цифровой трансформации.
— Научно-педагогическое обеспечение функционирования цифровой информационно-образовательной среды в условиях безопасности личности и сохранения здоровья субъектов образовательного процесса.
— Психолого-педагогические, социо-культурные и медицинские предпосылки разработки организационно-методических мер по предотвращению возможных негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях.
— Теоретико-методические основания совершенствования экспертизы педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий (электронный (цифровой) образовательный ресурс; информационные системы образовательного назначения; программно-аппаратные и информационные комплексы виртуальных лабораторных работ; информационно-методическое обеспечение технологий отображения реальной действительности предметной области в виртуальную и неконтактного информационного взаимодействия и пр.).
— Теоретико-методологические основания функционирования информационно-образовательного пространства образовательной организации при обеспечении безопасности личности и сохранении здоровья субъектов образовательного процесса.
— Научно-методическое обеспечение подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, преподавательских и управленческих кадров в области информатики и информатизации образования.
Методика преподавания иностранных языков
— Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в том числе, если они содержат лингвистическую составляющую (исследование особенностей использования сопоставлений на разных уровнях, внутриязыковой и межъязыковой интерференции, типичных лингвокультурных ошибок, обучение предпереводческому анализу текста, выявление переводческих трудностей и путей их преодоления и т.п.).
— Современные тенденции в развитии методики преподавания иностранных языков.
— Эффективные приемы формирования и развития иноязычных коммуникативных умений.
— Актуальные вопросы преподавания иностранных языков в контексте высшего и среднего образования.
— Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам.
— Трансформация иноязычного обучения в эпоху цифровых технологий.
— Преподавание иностранного языка для специальных целей.
— Современные педагогические технологии в высшей школе.
Методика преподавания русского языка и литературы
— Уточнение и совершенствование содержания языкового образования.
— Новые аспекты и технологии обучения русскому языку и литературе, оценка качества лингвистического образования.
— Личностно-ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы в обучении русскому языку.
— Текстоориентированный характер обучения русскому языку.
— Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной, культурологической компетенций.
— Диалог языков и культур в содержании обучения.
— Обучение языку не только как средству общения, познания мира, но и как средству приобщения к национальным культурам, к духовным ценностям контактирующих народов.
— Современные методы обучения русскому языку как иностранному.
Методика преподавания математики
— История, методология и стратегия математического образования.
— Проблемы математического образования в условиях цифровой трансформации.
— Обновление содержания обучения математике.
— Диагностика и развитие математической одаренности.
— Проблема понимания в математике.
Общая педагогика, история педагогики и образования
- Междисциплинарные основы педагогических исследований.
- Инновации в образовании.
- Качество образования. Педагогические измерения.
- История развития педагогической науки и образования.
- Динамика образования на различных этапах жизненного пути человека; социокультурные эффекты образования.
- Педагогические аспекты формирования самосознания, самоопределения и саморазвития человека.
- Развитие непрерывного образования. Взаимосвязь формального, неформального и информального образования.
- Педагогическое взаимодействие в информационно-образовательной, гибридной среде.
- Профессиональная деятельность педагога: сущность, структура, функции, изменения под влиянием объективных факторов и субъективных причин.
- Типы и модели обучения, образовательные технологии; специфика обучения на разных уровнях образования.
- Дидактические условия, методы и средства с учетом психолого- возрастных особенностей обучающихся.
- Научно-педагогические основы формирования функциональной грамотности.
- Теории и концепции развития, воспитания и социализации.
- Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях различных типов, по различным уровням образования.
- Кибербезопасность личности как педагогическая проблема.
- Педагогические исследования воспитательных и социокультурных практик, детских и молодежных общественных движений и объединений.
- Семейное воспитание и обучение; педагогическая поддержка семейного воспитания. Педагогическое просвещение родителей.
- Педагогические исследования профилактики и коррекции асоциального поведения обучающихся.
- Педагогические аспекты организации социально-культурной деятельности обучающихся.
- Управление образованием. Модели, концепции и технологии управления образованием.
- Образовательная политика.
- Исследования образовательного пространства (мира, страны, образовательной организации).
Методология и технология профессионального образования
- Научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования.
- Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.
- Компетентностная модель специалиста: универсальные и профессиональные компетенции. Обновление профессиональных функций и компетенций специалистов в условиях цифровизации экономики и культурной трансформации мира.
- Формирование профессионального мировоззрения. Профессиональная Я-концепция.
- Развитие образовательных сред в профессиональном образовании.
- Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании.
- Цифровые среды и цифровые ресурсы в профессиональном образовании.
- Теории содержания и научные основы технологий профессионального образования.
- Непрерывное профессиональное образование, преемственность уровней.
- Управление качеством профессионального образования. Методология разработки стандартов профессионального образования.
- Развитие человеческого капитала средствами высшего образования и в учреждениях СПО.
- Направления развития классического университетского и профильного высшего образования.
- Подготовка специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
- Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах.
- Внутрикорпоративная подготовка кадров. Наставничество как образовательный процесс.
- Дополнительное профессиональное образование. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов различных уровней и профилей.
- Профессиональное обучение безработных и незанятого населения.
- Концептуализация и технологизация практик гибридного обучения. Технологии чемпионатного образования.
- Инклюзивные аспекты профессионального образования.
- Образовательный менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании. Социально-экономические эффекты профессионального образования.
- Педагогические проблемы профориентации. Развивающий потенциал цифровых ресурсов в профориентации. Профориентационная работа со школьниками в контексте задач социально-экономического развития региона.
- Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.
- Антропологический подход в профессиональном образовании. Антропопрактика как способ реализации профессионального образования.
- Неформальное образование как способ профессионализации.
- Андрагогические аспекты профессионального образования.
- Педагогические измерения в практиках профессионального образования.