Проблема исследования. В современном образовании активно используются цифровые технологии – искусственный интеллект и разные форматы виртуальной реальности. Однако основные работы по данной тематике в образовании ориентированы на обоснование педагогической целесообразности их применения, в основном, в профессиональном и дополнительном образовании. Вместе с тем существуют и значимые негативные аспекты для здоровья пользователей при их применении. Нами в рамках данной публикации предприняты попытки описания основных рисков применения этих цифровых технологий, в основном, в общем образовании и в период формирования личности учащегося.
Методология. В представленной ниже статье мы рассмотрели общие для всех стран тренды цифровой трансформации и активного использования иммерсивных технологий в образовании.
Результаты исследования. Существующие тренды охватывают новые направления подготовки учителей в части принятия и применения иммерсивных технологий, стандартизацию оборудования, вопросы психологической безопасности участников образовательной деятельности при применении цифровых технологий.
Мухаметзянов Искандар Шамилевич
Доктор медицинских наук, профессор, веду- щий научный сотрудник лаборатории информатики и информатизации образования, mukhametzyanov@instrao.ru, https://orcid.org/0000-0001-5008-0721, Институт стратегии раз- вития образования (16, ул. Жуковского, 101000 Москва, Россия);
Архипов А. Е., Назарова А. О. Определение негативных факторов при взаимодействии с виртуальной реальностью в процессе обучения // Современные технологии в науке и образовании – СТНО-2021: Сборник трудов IV Международного научно-технического форума: в 10 т. (Рязань, 03–05 марта 2021 года). Том 4. Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет имени В. Ф. Уткина, 2021. С. 190–194.
Асланов Р. Э., Шунина Л. А., Гриншкун А. В., Большаков А. А. Информатизация профессионального образования через внедрение модели центра иммерсивных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2023. Т. 20, No 1. С. 78–92. DOI: 10.22363/2312- 8631–2023-20-1-78-92.
Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 17, No 4. С. 11–17. Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата / составители И. В. Роберт, В. А. Касторнова. Москва: АЭО, 2023. 182 с.
Корнилов Ю. В., Мукашева М. У., Сарсимбаева С. М. О рисках применения технологий виртуальной реальности в обучении // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2022. No 4 (28). С. 50–56.
Круподерова Е. П., Бойко А. В., Вертинская А. С. Особенности подготовки бакалавров педагогического образования к применению технологий виртуальной и дополненной реальности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. No 76–4. С. 178–181.
Кувшинов С. В., Харин К. В. Иммерсивные образовательные технологии в проектной деятельности учащихся на базе виртуальной и дополненной реальности: проблемы и перспективы // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях: XII Международная научно-практическая конференция: материалы и доклады (Москва, 17–18 сентября 2020 года). Москва: ООО "ИПП "КУНА", 2020. С. 175–186.
Литвинова А. В., Березина Т. Н., Кокурин А.В., Екимова В. И. Психологическая безопасность обучающихся во взаимодействии с виртуальной реальностью // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, No 3. С. 94–104. DOI: 10.17759/jmfp.2022110309.
Макушкин Е. В., Демчева Е. В. Динамика и сравнительный анализ детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2000–2018 годах // Российский психиатрический журнал. 2019. No 4. С. 4–15. DOI: 10.24411/1560-957X-2019–11930.
Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Иммерсивное обучение – технология будущего или временное увлечение? // Казанский педагогический журнал. 2023. No 1 (156). С. 120–129. DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.012.
Мухаметзянов И. Ш. Медико-психологические последствия использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе // Педагогическая информатика. 2011. No 6. С. 92–97.
Мухаметзянов И. Ш. Медицинские и психологические требования к условиям функционирования информационно-образовательного пространства // Казанский педагогический журнал. 2013. No 1 (96). С. 27–40.
Психические расстройства. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-disorders (дата обращения: 25.11.2023).
Смирнов А. С., Фадеев К. А., Аликовская Т. А., Тумялис А. В., Голохваст К. С. Технологии виртуальной реальности в образовательном процессе: перспективы и опасности // Информатика и образование. 2020. No 6. С. 4–16. DOI: 10.32517/0234-0453–2020-35-6-4-16.
Хороших П. П., Сергиевич А. А., Баталова Т. А. Иммерсивные образовательные среды: психофизиологический аспект // Психология и психотехника. 2021. No 1. С. 78–88. DOI: 10.7256/2454–0722.2021.1.34819.
Хукаленко Ю. С., Бажина П. С., Земцов Д. И. Иммерсивные технологии в школьном образовании: по итогам всероссийской программы апробации // Перспективы науки и образования. 2022. No 3 (57). С. 338–353. DOI: 10.32744/pse.2022.3.19.
Badger J. R., Rovira A., Freeman D. et al. Developing a virtual reality environment for educational and therapeutic application to investigate psychological reactivity to bullying // Virtual Reality 27. 2023. Pp. 2623–2632. DOI: 10.1007/s10055-023-00829-5.
Barreda-Ángeles M., & Hartmann T. (2023). Experiences of Depersonalization/Derealization Among Users of Virtual Reality Applications: A Cross-Sectional Survey // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2023. No. 26(1). Pp. 22–27.
Caulfield N. M., Karnick A. T., Capron D. W. Exploring dissociation as a facilitator of suicide risk: A translational investigation using virtual reality // Journal of affective disorders. 2022. No. 297. Pp. 517–524. DOI: 10.1016/j.jad.2021.10.097.
Ciaunica A., McEllin, L., Kiverstein J. et al. Zoomed out: digital media use and depersonalization experiences during the COVID-19 lockdown // Sci Rep. 2022. No. 12. P. 3888. DOI: 10.1038/s41598-022-07657-8.
DSM-5-TR Fact Sheets. URL: https://www.psychiatry.org/psychiatrists/practice/dsm/ educational-resources/dsm-5-tr-fact-sheets (дата обращения: 25.11.2023).
Fagioli F., Dell'Erba A., Migliorini V., Stanghellini G. (2015). Depersonalization: Physiological or pathological in adolescents? // Comprehensive Psychiatry. 2015. No. 59. Pp. 68–72.
Gatus A., Jamieson G. and Stevenson B. (2022) Past and Future Explanations for Depersonalization and Derealization Disorder: A Role for Predictive Coding // Front. Hum. Neurosci. 2022. No. 16. P. 744487. DOI: 10.3389/fnhum.2022.744487.
Ingram K. M., Espelage D. L., Merrin G. J., Valido A., Heinhorst J., Joyce M. Evaluation of a virtual reality enhanced bullying prevention curriculum pilot trial // Journal of adolescence. 2019. No. 71. Pp. 72–83.
Lattie E. G., Lipson S. K., & Eisenberg D. Technology and College Student Mental Health: Challenges and Opportunities // Frontiers in psychiatry. 2019. No. 10. P. 246. DOI: 10.3389/fpsyt.2019.00246.
Palacio-Ortiz J. D., Londoño-Herrera J. P., Nanclares-Márquez A., Robledo-Rengifo P., Quintero-Cadavid C. P. Psychiatric disorders in children and adolescents during the COVID-19 pandemic. Trastornos psiquiátricos en los niños y adolescentes en tiempo de la pandemia por COVID-19 // Revista Colombiana de psiquiatria (English ed.). 2020. No. 49(4). Pp. 279–288. DOI: 10.1016/j.rcp.2020.05.006.
Peckmann C., Kannen K., Pensel M. C., Lux, S., Philipsen A., Braun N. Virtual reality induces symptoms of depersonalization and derealization: A longitudinal randomised control trial // Computers in Human Behavior. 2022. No. 131. P. 107233.
Racine N., McArthur B. A., Cooke J. E., Eirich R., Zhu J., Madigan S. Global Prevalence of Depressive and Anxiety Symptoms in Children and Adolescents During COVID-19: A Meta-analysis // JAMA Pediatr. 2021. No. 175(11). Pp. 1142–1150. DOI: 10.1001/jamapediatrics.2021.2482.
Simeon D., Abugel J. “Digital Depersonalization” // Feeling Unreal: Depersonalization and the Loss of the Self (Toronto, 2023; online edn, Oxford Academic, 23 Mar. 2023). DOI: 10.1093/oso/9780197622445.003.0014.
Turan Z., Karabey S. C. The use of immersive technologies in distance education: A systematic review // Education and information technologies. 2023. No. 1–24. Advance online publication. DOI: 10.1007/s10639-023-11849-8.
Turnbull P. R. K., Phillips J. R. Ocular effects of virtual reality headset wear in young adults // Sci Rep 7. 2017. P. 16172. DOI: 10.1038/s41598-017-16320-6.
Tychsen L., Foeller P. Effects of Immersive Virtual Reality Headset Viewing on Young Children: Visuomotor Function, Postural Stability, and Motion Sickness // American journal of ophthalmology. 2020. No. 209. Pp. 151–159. DOI: 10.1016/j.ajo.2019.07.020.
Yang J., Millman L. S. M., David A. S., Hunter E. C. M. The Prevalence of Depersonalization-Derealization Disorder: A Systematic Review // Journal of trauma & dissociation: the official journal of the International Society for the Study of Dissociation (ISSD). 2023. No. 24(1). Pp. 8–41. DOI: 10.1080/15299732.2022.2079796.
Ключевые слова:
здоровье учащихся, искусственный интеллект, иммерсивные технологии в образовании, цифровая трансформация образования, киберболезнь, деперсонализация и дереализация
Для цитирования:
Мухаметзянов И. Ш. Иммерсивные технологии в образовании, возможные негативные аспекты применения // Пространство педагогических исследований. 2024. Т. 1, No 1. С. 41–59.
Сайт использует файлы «cookie» с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Cookie-файлы позволяют, например, сохранить единожды выполненные текстовые вводы в полях формуляров Сайта, благодаря чему их не требуется вводить заново при следующем посещении Сайта или при переходе между отдельными функциями Сайта. Продолжая использовать наш сайт и нажимая на кнопку «Согласен», вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки своего браузера. Подробнее