Top.Mail.Ru

К проблеме использования нейросетей в учебной деятельности студентов

Статья

Авторы:
Лопанова Е. В., Савина Н. В.
Полный текст:
В статье предлагается к обсуждению проблема использования отдельного типа искусственного интеллекта – нейросети – в учебной деятельности студентов. Выделены преимущества такого использования, приведены примеры из образовательной практики вузов и школ, показывающие широкий спектр применения нейросетей в обучении студентов и школьников. Вместе с тем, обоснованы риски внедрения искусственного интеллекта, связанные с потерей обучающимися прежде всего важнейших навыков мышления и деятельности. Приведены результаты эмпирического исследования мнений студентов и преподавателей четырех гуманитарных вузов России. Половина опрошенных студентов и преподавателей знают возможности нейросетей, и треть респондентов применяют их в своей деятельности для перевода текстов, подбора литературы и написания научных работ. Вместе с пользой респонденты отмечают и риски применения нейросетей – потерю навыков и способности к аналитическому мышлению, поверхностное обучение и риск потери навыков самостоятельной работы.
Лопанова Елена Валентиновна
Доктор педагогических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0002-1222-0129, evlopanova@gmail.com, Омская гуманитарная академия (д. 2-а, ул. 4-я Челюскинцев, 644105 Омск, Россия)
Савина Наталья Викторовна
Еандидат педагогических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0001-7635-1016, nvsavina2017@mail.ru, Омский государственный педа- гогический университет (14, Наб. Тухачевского, 644099 Омск, Россия), Омская гуманитарная академия (д. 2-а, ул. 4-я Челюскинцев, 644105 Омск, Россия)
Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. No 3. С. 80–88. DOI: org/10.22394/1726-1139-2020-3-80-88.
Герова Н. В., Мерецков О. В., Клочков А. В. Анализ возможностей применения сквозной цифровой технологии «искусственный интеллект» в контексте учебной деятельности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2023. Т. 17, No 3. С. 122–130. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.3.13.
Дашкевич Я. В., Девяткин А. М., Панков А. В. Метод рандомизации выборки, используемой при обучении нейросети в задачах профессиональной ориентации кандидатов для поступления в военный вуз // Труды военно-космической академии им. А. Ф. Можайского. 2019. No 671. С. 401–407.
Елтунова И. Б., Нестеров А. С. Использование алгоритмов искусственного интеллекта в образовании // Современное педагогическое образование. 2021. No 11. С. 150–154.
Елькина Е. Л. Нейросети в обучении композиции студентов-дизайнеров // Вестник педагогических наук. 2023. No 3. С. 101–106.
Игнатьева Н. Д., Сидорова Е. Ю. Возможности нейросети для реализации принципа наглядности в обучении русскому языку как иностранному // Материалы международной научно-практической конференции «Современный взгляд на РКИ: нейроаспекты» / под общей редакцией Е. А. Хамраевой. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. С. 182–188.
Коган М. С. О возможном использовании нейросети CHATGPT в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2023. No 3. С. 31–38.
Козлова О. А., Протасова А. А. Использование нейронных сетей в дистанционных образовательных технологиях для идентификации обучающихся // Открытое образование. 2021. Т. 25, No 3. С. 26–35. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-26-35.
Садыкова А. Р., Левченко И. В. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020. No 3. С. 201–209. DOI: 10.22363/2312-8631-2020-17-3-201-209.
Dror Mughaz, et al. From an Artificial Neural Network to Teaching. June 2020. Interdisciplinary Journal of e-Skills and Lifelong Learning. DOI:10.28945/4586.
Suleimenov Ibragim, et al. Example of the Use of Artificial Neural Network in the Educational Process. Advances in Intelligent Systems and Computing book series (AISC, volume 1129). 2020. Т. 1129. P. 420–430. DOI: 10.1007/978-3-030-39445-5_31.
Ключевые слова:
нейросети, искусственный интеллект, учебная деятельность, студенты, преподаватели, вуз, персонализация, риски использования нейросетей
Для цитирования:
Лопанова Е. В., Савина Н. В. К проблеме использования нейросетей в учебной деятельности студентов // Пространство педагогических исследований. 2024. No 1 (1). С. 23–40.

Creative Commons LicenseКонтент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Сайт использует файлы «cookie» с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Cookie-файлы позволяют, например, сохранить единожды выполненные текстовые вводы в полях формуляров Сайта, благодаря чему их не требуется вводить заново при следующем посещении Сайта или при переходе между отдельными функциями Сайта. Продолжая использовать наш сайт и нажимая на кнопку «Согласен», вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки своего браузера. Подробнее
Согласен