Top.Mail.Ru

Возможности образовательной робототехники в рамках преподавания физики в школе

Статья

Авторы:
Белышев А. Ю.
Полный текст:
В статье показана целесообразность внедрения элементов робототехники при изучении школьного курса физики. Продемонстрировано, что возможности применения робототехнических конструкторов в учебном процессе достаточно широки, однако их реализация требует от учителя методической и технической подготовки. Применение робототехнических комплектов способствует не только повышению мотивации школьников на уроке, развитию предметных, межпредметных и личностных результатов, но и созданию инновационного подхода к обучению, а также готовит ребят к будущей карьере, ведь многие современные профессии, такие как инженеры, программисты, технологи, требуют знаний и навыков, которые могут быть получены через изучение робототехники. Для наиболее эффективного использования робототехнических конструкторов нужно оценить условия, в которых педагог планирует начать их использовать, а для этого проанализированы особенности таких комплектов как “Lego”, «ТРИК» и «Роботрек», выделены их достоинства и недостатки, а также учтены факторы, которые должен учитывать учитель при выборе одного из данных наборов. Кроме того, приведены примеры использования робототехнического конструктора для решения различных задач по физике. Отдельно проанализированы возможности виртуальной робототехники для проведения урока по физике. Также указано, что применение робототехнического конструктора на уроках физики требует определенной подготовки со стороны учителя. Необходимый запас знаний и навыков для работы с соответствующим программным обеспечением, а также методику использования данного оборудования педагог может освоить на курсах повышения квалификации, семинарах и мастер-классах. На основании всего вышесказанного делается вывод, что, несмотря на некоторые затруднения с освоением методики применения робототехники, выбор подходящего комплекта и т. д., внедрение элементов робототехники в образовательный процесс является перспективным и полезным шагом для современной школы, кроме того, она может быть использована не только для изучения физики, но и других предметов, таких как математика, информатика и технология. Это позволяет создать интегрированный подход к обучению, который может быть более эффективным и интересным для учеников и будет способствовать повышению качества образования.
Белышев Андрей Юрьевич
Начальник отдела, аспирант, a.belyshev@apkpro.ru, Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации (8, ш. Головинское, 125212 Москва, Россия), Институт стратегии развития образования (16, ул. Жуковского, 101000 Москва, Россия);
Акуленко В. Л. Совершенствование подготовки учителя физики в области информатики, информационных и коммуникационных технологий в системе повышения квалификации: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Москва, 2004. 24 c.
Ваграменко Я. А., Казиахмедов Т. Б., Яламов Г. Ю. Методическое обеспечение подготовки учителей образовательной робототехники. Педагогико-технологический аспект // Педагогическая информатика. 2016. No 1. С. 30–44.
Ершов М. Г. Использование робототехники в преподавании физики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2012. No 6. С. 77–85.
Ершов М. Г. Проектирование учебных модулей для школьного физического практикума с применением учебных наборов по образовательной робототехнике // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. No 10. С. 154–165.
Ершов М. Г. Робототехника как объект изучения в курсе физики средней школы // Педагогическое образование в России. 2015. No 13. С. 117–125.
Ершов М. Г., Оспенникова Е. В. Образовательная робототехника как инструмент познания в учебном процессе по физике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. No 4. С. 122–138.
Лукьянова Н. В. Развитие технических способностей учащихся посредством образовательной робототехники // Информатика в школе. 2015. No 2. С. 14–21.
Образовательная робототехника как инновационная технология обучения / [Я. А. Ваграменко и др.]. Москва: СГУ, 2019. 105 с.
Панкратова О. П., Ледовская Н. В. Сущность и основные компоненты профессиональной компетентности педагога образовательной робототехники // Кант. 2020. No 2 (35). С. 288–293.
Tuychiev O. A. The Possibilities Of Using Robotics Elements In Physics Lessons In Science // The American Journal of Engineering and Technology. 2021. No. 1. P. 94–99. DOI: https://doi.org/10.37547/tajet/Volume03Issue02-14.
Ключевые слова:
робототехника, физика, робототехнические конструкторы, роботизированный учебный эксперимент
Для цитирования:
Белышев А. Ю. Возможности образовательной робототехники в рамках преподавания физики в школе // Пространство педагогических исследований. 2024. No 1 (1). С. 7–22.

Creative Commons LicenseКонтент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Сайт использует файлы «cookie» с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Cookie-файлы позволяют, например, сохранить единожды выполненные текстовые вводы в полях формуляров Сайта, благодаря чему их не требуется вводить заново при следующем посещении Сайта или при переходе между отдельными функциями Сайта. Продолжая использовать наш сайт и нажимая на кнопку «Согласен», вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки своего браузера. Подробнее
Согласен