Статья
DOI:
Полный текст:
Проблема обобщения и систематизации результатов научных исследований различных авторов актуальна и требует выявления способов ее решения. Уникальным явлением является объединение научных исследований по решению проблем математического образования и методической подготовки учителя в рамках научного семинара преподавателей университетов и педагогических вузов, организованного в 1987 году А. Г. Мордковичем. В статье обозначено значение научного семинара преподавателей математики и информатики: семинар мотивирует научные исследования, поскольку участникам необходимо каждый год представлять новые результаты; семинар позволяет согласовывать позиции, поскольку выступления участников сопровождаются дискуссиями; дает возможность проследить развитие научных идей на основе сопоставления статей разных лет. Представлен анализ материалов 40-го семинара (2021 г.). Анализу подверглись 106 публикаций от 166 участников, среди которых 39 докторов наук. 55 статей были отнесены к проблемам совершенствования математического образования в вузе и методической подготовки учителя математики, остальные - к проблемам математического образования в школе. Из каждой публикации была выделена практическая значимость результатов, а затем осуществлялась их систематизация. Рекомендации систематизированы по трем направлениям: совершенствование учебных планов и установление межпредметных связей между дисциплинами; исследование общих вопросов обучения в вузе; методические рекомендации по изучению отдельных дисциплин. В каждом направлении сделана попытка систематизировать материалы по подразделам, раскрывающим их общие цели. В первом направлении представлены способы совершенствования учебных планов, предложения об их дополнении, по установлению связей между учебными дисциплинами. Во втором направлении представлены проблемы подготовки учителей, подходы к обучению в вузе на современном этапе, способы организации контроля в вузе. В третьем направлении материалы систематизированы применительно к дисциплинам математического или методического циклов.
Дробышев Ю. А., Дробышева И. В. История математики в педагогическом образовании. Развитие общего и профессионального математического образования в системе национальных университетов и педагогических вузов: материалы 40-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Брянск: ИП Худовец Р. Г., 2021. С. 116 - 119.
Литвак Н. В. К вопросу о коллективной теоретической работе. Вестник МГИМО, 2012, № 4, с. 232 - 236.
Малова И. Е. Методическая подготовка учителя математики в XXI веке: по материалам участников семинара А. Г. Мордковича. Математика - основа компетенций цифровой эры: материалы XXXIX Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (01 - 02 октября 2020 года). Москва: ГАОУ ВО МГПУ, 2020. С. 38 - 45.
Малова И. Е., Мордкович А.Г. Наука - школе. Математика в школе, 2022, № 2, с. 69 - 72.
Развитие общего и профессионального математического образования в системе национальных университетов и педагогических вузов: материалы 40-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Брянск: ИП Худовец Р. Г., 2021. 467 с.
Фирстов В. Г. Роль и функции научных семинаров в развитии инновационной деятельности университетов. Инновации и инвестиции, 2019, № 4, с. 26 - 29.
Фискович Т. Т. Еще раз уже о расширенном взгляде со стороны и впрок; как из глыбы мыслей выросла гряда горных пород с поблескивающими драгоценностями. Инновационные технологии обучения математике в школе и вузе: материалы XXX Всероссийского семинара преподавателей математики высших учебных заведений 29 - 30 сентября 2011 года. Елабуга, 2011, с. 13 - 15.
Ястребов А. В., Сенькина Г. Е. О методологии анализа крупного педагогического форума. Математика в школе, 2024, № 1, с. 3 - 8.
Литвак Н. В. К вопросу о коллективной теоретической работе. Вестник МГИМО, 2012, № 4, с. 232 - 236.
Малова И. Е. Методическая подготовка учителя математики в XXI веке: по материалам участников семинара А. Г. Мордковича. Математика - основа компетенций цифровой эры: материалы XXXIX Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (01 - 02 октября 2020 года). Москва: ГАОУ ВО МГПУ, 2020. С. 38 - 45.
Малова И. Е., Мордкович А.Г. Наука - школе. Математика в школе, 2022, № 2, с. 69 - 72.
Развитие общего и профессионального математического образования в системе национальных университетов и педагогических вузов: материалы 40-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Брянск: ИП Худовец Р. Г., 2021. 467 с.
Фирстов В. Г. Роль и функции научных семинаров в развитии инновационной деятельности университетов. Инновации и инвестиции, 2019, № 4, с. 26 - 29.
Фискович Т. Т. Еще раз уже о расширенном взгляде со стороны и впрок; как из глыбы мыслей выросла гряда горных пород с поблескивающими драгоценностями. Инновационные технологии обучения математике в школе и вузе: материалы XXX Всероссийского семинара преподавателей математики высших учебных заведений 29 - 30 сентября 2011 года. Елабуга, 2011, с. 13 - 15.
Ястребов А. В., Сенькина Г. Е. О методологии анализа крупного педагогического форума. Математика в школе, 2024, № 1, с. 3 - 8.
Ключевые слова:
методика обучения математике в вузе, методическая подготовка учителя математики, научный семинар
Для цитирования:
Мордкович А Г., Малова И. Е. Наука - вузу // Пространство педагогических исследований. 2024. Т. 1, № 4 (4). С. 7 - 23. (In Russian). https://doi.org/10.23859/3034-1760.2024.42.46.001
