Наука - вузу

Статья

Авторы:
Мордкович А. Г., Малова И. Е.
DOI:
Полный текст:
Проблема обобщения и систематизации результатов научных исследований различных авторов актуальна и требует выявления способов ее решения. Уникальным явлением является объединение научных исследований по решению проблем математического образования и методической подготовки учителя в рамках научного семинара преподавателей университетов и педагогических вузов, организованного в 1987 году А. Г. Мордковичем. В статье обозначено значение научного семинара преподавателей математики и информатики: семинар мотивирует научные исследования, поскольку участникам необходимо каждый год представлять новые результаты; семинар позволяет согласовывать позиции, поскольку выступления участников сопровождаются дискуссиями; дает возможность проследить развитие научных идей на основе сопоставления статей разных лет. Представлен анализ материалов 40-го семинара (2021 г.). Анализу подверглись 106 публикаций от 166 участников, среди которых 39 докторов наук. 55 статей были отнесены к проблемам совершенствования математического образования в вузе и методической подготовки учителя математики, остальные - к проблемам математического образования в школе. Из каждой публикации была выделена практическая значимость результатов, а затем осуществлялась их систематизация. Рекомендации систематизированы по трем направлениям: совершенствование учебных планов и установление межпредметных связей между дисциплинами; исследование общих вопросов обучения в вузе; методические рекомендации по изучению отдельных дисциплин. В каждом направлении сделана попытка систематизировать материалы по подразделам, раскрывающим их общие цели. В первом направлении представлены способы совершенствования учебных планов, предложения об их дополнении, по установлению связей между учебными дисциплинами. Во втором направлении представлены проблемы подготовки учителей, подходы к обучению в вузе на современном этапе, способы организации контроля в вузе. В третьем направлении материалы систематизированы применительно к дисциплинам математического или методического циклов.
Мордкович Александр Григорьевич
доктор педагогических наук, профессор
1amordkovich@yandex.ru
Московский городской педагогический университет (д. 4, корпус 1, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 129226 Москва, Россия)
Малова Ирина Евгеньевна
доктор педагогических наук, профессор
53mira44@yandex.ru
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (д. 14, ул. Бежицкая, 241036 Брянск, Россия)
старший научный сотрудник Южного математического института Владикавказского научного центра Российской академии наук (53, ул. Ватутина, 362025 РСО-А, г. Владикавказ, Россия)
Дробышев Ю. А., Дробышева И. В. История математики в педагогическом образовании. Развитие общего и профессионального математического образования в системе национальных университетов и педагогических вузов: материалы 40-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Брянск: ИП Худовец Р. Г., 2021. С. 116 - 119.
Литвак Н. В. К вопросу о коллективной теоретической работе. Вестник МГИМО, 2012, № 4, с. 232 - 236.
Малова И. Е. Методическая подготовка учителя математики в XXI веке: по материалам участников семинара А. Г. Мордковича. Математика - основа компетенций цифровой эры: материалы XXXIX Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (01 - 02 октября 2020 года). Москва: ГАОУ ВО МГПУ, 2020. С. 38 - 45.
Малова И. Е., Мордкович А.Г. Наука - школе. Математика в школе, 2022, № 2, с. 69 - 72.
Развитие общего и профессионального математического образования в системе национальных университетов и педагогических вузов: материалы 40-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Брянск: ИП Худовец Р. Г., 2021. 467 с.
Фирстов В. Г. Роль и функции научных семинаров в развитии инновационной деятельности университетов. Инновации и инвестиции, 2019, № 4, с. 26 - 29.
Фискович Т. Т. Еще раз уже о расширенном взгляде со стороны и впрок; как из глыбы мыслей выросла гряда горных пород с поблескивающими драгоценностями. Инновационные технологии обучения математике в школе и вузе: материалы XXX Всероссийского семинара преподавателей математики высших учебных заведений 29 - 30 сентября 2011 года. Елабуга, 2011, с. 13 - 15.
Ястребов А. В., Сенькина Г. Е. О методологии анализа крупного педагогического форума. Математика в школе, 2024, № 1, с. 3 - 8.
Ключевые слова:
методика обучения математике в вузе, методическая подготовка учителя математики, научный семинар
Для цитирования:
Мордкович А Г., Малова И. Е. Наука - вузу // Пространство педагогических исследований. 2024. Т. 1, № 4 (4). С. 7 - 23. (In Russian). https://doi.org/10.23859/3034-1760.2024.42.46.001

Creative Commons LicenseКонтент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Сайт использует файлы «cookie» с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Cookie-файлы позволяют, например, сохранить единожды выполненные текстовые вводы в полях формуляров Сайта, благодаря чему их не требуется вводить заново при следующем посещении Сайта или при переходе между отдельными функциями Сайта. Продолжая использовать наш сайт и нажимая на кнопку «Согласен», вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки своего браузера. Подробнее
Согласен