Статья
DOI:
Полный текст:
Статья посвящена исследованию причин возникновения конфликтов в педагогическом коллективе образовательной организации и их профилактике. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена сложившимися сложными условиями повседневной работы администрации любой образовательной организации. Прежде всего в том, что необходимо понимать сущность возникающих в педагогическом коллективе конфликтов и управлять ими.
Целью исследования являлся сбор и анализ информации о причинах возникновения конфликтных ситуаций в педагогических коллективах образовательных организаций (детских садов и общеобразовательных школ).
Для достижения поставленной цели применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез; изучение литературы, анкетирование.
На основе выполненной работы были проанализированы ключевые факторы возникновения конфликтных ситуаций в педагогических коллективах образовательных организаций.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
– конфликтность в системе «администратор – педагог» становится выше, если администратор образовательной организации не принимает участия в основной, профессиональной, деятельности коллектива, а выполняет лишь административные функции;
– нарушение педагогом или администратором установленных норм трудового сотрудничества и общения является наиболее веским типичным основанием конфликта в педагогическом коллективе. Чем четче нормы сотрудничества, определенные в нормативных документах, в требованиях руководителей, в общественном мнении, тем реже возникают конфликтные ситуации в образовательной организации. При отсутствии четких норм деятельность становится неизбежно конфликтогенной;
– нравственно-коммуникативные особенности профессиональных коммуникаций оказывают наибольшее влияние на конфликтность на внутригрупповом уровне, а функциональные характеристики, отражающие требования к профессиональной деятельности, играют решающую роль в возникновении конфликтов между руководителями и подчиненными в образовательной организации;
– общая деятельность участников образовательного процесса обладает свойством формировать противоконфликтные механизмы, так как способствует выработке единых норм и требований, умения согласовывать свои действия с действиями других.
В целом полученные результаты свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности компетенций, связанных с умением участников образовательного процесса работать в команде.
По результатам поведенного эмпирического исследования были разработаны методические рекомендации для педагогов и руководителей образовательных организаций по управлению конфликтами и их профилактике. Методические рекомендации направлены на оказание содействия педагогическому коллективу в формировании благоприятного социально-психологического климата и минимизации деструктивных последствий конфликтных ситуаций посредством ознакомления с методами бесконфликтного общения.
Целью исследования являлся сбор и анализ информации о причинах возникновения конфликтных ситуаций в педагогических коллективах образовательных организаций (детских садов и общеобразовательных школ).
Для достижения поставленной цели применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез; изучение литературы, анкетирование.
На основе выполненной работы были проанализированы ключевые факторы возникновения конфликтных ситуаций в педагогических коллективах образовательных организаций.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
– конфликтность в системе «администратор – педагог» становится выше, если администратор образовательной организации не принимает участия в основной, профессиональной, деятельности коллектива, а выполняет лишь административные функции;
– нарушение педагогом или администратором установленных норм трудового сотрудничества и общения является наиболее веским типичным основанием конфликта в педагогическом коллективе. Чем четче нормы сотрудничества, определенные в нормативных документах, в требованиях руководителей, в общественном мнении, тем реже возникают конфликтные ситуации в образовательной организации. При отсутствии четких норм деятельность становится неизбежно конфликтогенной;
– нравственно-коммуникативные особенности профессиональных коммуникаций оказывают наибольшее влияние на конфликтность на внутригрупповом уровне, а функциональные характеристики, отражающие требования к профессиональной деятельности, играют решающую роль в возникновении конфликтов между руководителями и подчиненными в образовательной организации;
– общая деятельность участников образовательного процесса обладает свойством формировать противоконфликтные механизмы, так как способствует выработке единых норм и требований, умения согласовывать свои действия с действиями других.
В целом полученные результаты свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности компетенций, связанных с умением участников образовательного процесса работать в команде.
По результатам поведенного эмпирического исследования были разработаны методические рекомендации для педагогов и руководителей образовательных организаций по управлению конфликтами и их профилактике. Методические рекомендации направлены на оказание содействия педагогическому коллективу в формировании благоприятного социально-психологического климата и минимизации деструктивных последствий конфликтных ситуаций посредством ознакомления с методами бесконфликтного общения.
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация: сборник научных трудов, ответственный редактор А. А. Бодалев. Москва: Академия педагогических наук СССР, 1983. 98 с.
Active methods of teaching pedagogical communication and its optimization: a collection of scientific papers, executive editor A.A. Bodalev. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of the USSR, 1983. 98 p. (in Russian)
Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная зарубежная социаль-ная психология. Москва: Издательство Московского университета, 1984. 256 с.
Andreeva G. M., Bogomolova N. N. Petrovskaya L. A. Modern foreign social psychology. Moscow: Moscow University Publishing House, 1984. 256 p. (in Russian)
Бабосов Е. М. Социальные конфликты и управление ими. Москва: Дикта, 2010. 396 с.
Babosov E. M. Social conflicts and their management. Moscow: Dikta, 2010. 396 p. (in Rus-sian)
Баныкина С. В. Конфликты в современной школе: изучение и управление. Москва: ЛИБРОКОМ, 2012. 179 с.
Banikina S. V. Conflicts in modern schools: study and management. Moscow: LIBROKOM, 2012. 179 p. (in Russian)
Задорожная Е. А. Управление конфликтами в педагогическом коллективе. Образование в современной школе, 2014, № 12, c. 9–13.
Zadorojnaya E. A. Conflict management in the teaching staff. Education in a modern school, 2014, no. 12, pp. 9–13. (in Russian)
Карпова Л. Г. Конфликты в педагогическом коллективе. Психология и педагогика на со-временном этапе, 2015, № 6, c. 22–27.
Karpova L. G. Conflicts in the teaching staff. Psychology and pedagogy at the present stage, 2015, no. 6, pp. 22–27. (in Russian)
Ковалев Г. А. Активное социальное обучение'' как метод коррекции психологических ха-рактеристик субъекта общения: дис. ... канд. псих. наук. Москва: [б. и.], 1980. 270 с.
Kovalev G. A. Active social learning' as a method of correcting the psychological characteristics of a communication subject: dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Moscow, 1980. 270 p. (in Russian)
Лукин Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами. Москва: Академический Про-ект, Гаудеамус, 2017. 800 с.
Lukin Yu. F. Conflictology: conflict Management. Moscow: Academic Project, Gaudeamus, Gaudeamus, 2017. 800 p. (in Russian)
Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Москва: Издательство Московского университета, 1982. 168 с.
Petrovskaya L. A. Theoretical and methodological problems of socio-psychological training. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1982. 168 p. (in Russian)
Петрухина С. Р. Психология конструктивного конфликта. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2006. 88 с.
Petruhina S. R. The psychology of constructive conflict. Yoshkar-Ola: Mari State Technical University, 2006. 88 p. (in Russian)
Фоменко С. Л. Профессиональное становление педагогического коллектива как коллек-тивного субъекта деятельности: методология, теория и практика. Москва: Компания Спутник, 2009. 380 с.
Fomenko S. L. Professional development of the teaching staff as a collective subject of activity: methodology, theory and practice. Moscow: Sputnik Company, 2009. 380 p. (in Russian)
Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагоги-ческий коллектив. Москва: Просвещение, 1990. 206 с.
Shakurov R. H. Socio-psychological foundations of management: the head and the teaching staff. Moscow: Prosveschenie, 1990. 206 p. (in Russian)
Яценко Т. С. Активное социально-психологическое обучение: теория, процесс, практика. Хмельницкий: НАПВУ, Москва: СИП РИА, 2002. 792 с.
Yacenko T. S. Active socio-psychological education: theory, process, practice. Khmelnitsky: NAPVU Publishing House, Moscow: House SIP RIA, 2002. 792 p. (in Russian)
Active methods of teaching pedagogical communication and its optimization: a collection of scientific papers, executive editor A.A. Bodalev. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of the USSR, 1983. 98 p. (in Russian)
Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная зарубежная социаль-ная психология. Москва: Издательство Московского университета, 1984. 256 с.
Andreeva G. M., Bogomolova N. N. Petrovskaya L. A. Modern foreign social psychology. Moscow: Moscow University Publishing House, 1984. 256 p. (in Russian)
Бабосов Е. М. Социальные конфликты и управление ими. Москва: Дикта, 2010. 396 с.
Babosov E. M. Social conflicts and their management. Moscow: Dikta, 2010. 396 p. (in Rus-sian)
Баныкина С. В. Конфликты в современной школе: изучение и управление. Москва: ЛИБРОКОМ, 2012. 179 с.
Banikina S. V. Conflicts in modern schools: study and management. Moscow: LIBROKOM, 2012. 179 p. (in Russian)
Задорожная Е. А. Управление конфликтами в педагогическом коллективе. Образование в современной школе, 2014, № 12, c. 9–13.
Zadorojnaya E. A. Conflict management in the teaching staff. Education in a modern school, 2014, no. 12, pp. 9–13. (in Russian)
Карпова Л. Г. Конфликты в педагогическом коллективе. Психология и педагогика на со-временном этапе, 2015, № 6, c. 22–27.
Karpova L. G. Conflicts in the teaching staff. Psychology and pedagogy at the present stage, 2015, no. 6, pp. 22–27. (in Russian)
Ковалев Г. А. Активное социальное обучение'' как метод коррекции психологических ха-рактеристик субъекта общения: дис. ... канд. псих. наук. Москва: [б. и.], 1980. 270 с.
Kovalev G. A. Active social learning' as a method of correcting the psychological characteristics of a communication subject: dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Moscow, 1980. 270 p. (in Russian)
Лукин Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами. Москва: Академический Про-ект, Гаудеамус, 2017. 800 с.
Lukin Yu. F. Conflictology: conflict Management. Moscow: Academic Project, Gaudeamus, Gaudeamus, 2017. 800 p. (in Russian)
Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Москва: Издательство Московского университета, 1982. 168 с.
Petrovskaya L. A. Theoretical and methodological problems of socio-psychological training. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1982. 168 p. (in Russian)
Петрухина С. Р. Психология конструктивного конфликта. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2006. 88 с.
Petruhina S. R. The psychology of constructive conflict. Yoshkar-Ola: Mari State Technical University, 2006. 88 p. (in Russian)
Фоменко С. Л. Профессиональное становление педагогического коллектива как коллек-тивного субъекта деятельности: методология, теория и практика. Москва: Компания Спутник, 2009. 380 с.
Fomenko S. L. Professional development of the teaching staff as a collective subject of activity: methodology, theory and practice. Moscow: Sputnik Company, 2009. 380 p. (in Russian)
Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагоги-ческий коллектив. Москва: Просвещение, 1990. 206 с.
Shakurov R. H. Socio-psychological foundations of management: the head and the teaching staff. Moscow: Prosveschenie, 1990. 206 p. (in Russian)
Яценко Т. С. Активное социально-психологическое обучение: теория, процесс, практика. Хмельницкий: НАПВУ, Москва: СИП РИА, 2002. 792 с.
Yacenko T. S. Active socio-psychological education: theory, process, practice. Khmelnitsky: NAPVU Publishing House, Moscow: House SIP RIA, 2002. 792 p. (in Russian)
Ключевые слова:
педагогический коллектив, конфликты, причины профессиональных конфликтов в педагогическом коллективе, методы профилактики конфликтов
Для цитирования:
Иванова Н. В., Яковлева Е. В. Анализ причин профессиональных конфликтов в педагогическом коллективе и инструменты их профилактики // Пространство педагогических исследований. 2025. Т. 2, № 3 (7). С. 55–70. https://doi.org/10.23859/3034-1760.2025.94.89.004; EDN: XXRVAQ
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.