Статья
DOI:
Полный текст:
В представленной статье рассматривается проблема развития познавательной активности младших школьников на основе методов обучения с использованием информационных компьютерных технологий (ИКТ). Анализируются различные точки зрения (в ретроспективе и на современном этапе развития науки), определяются факторы, влияющие на познавательную активность младших школьников; дается авторское понимание данного феномена с позиций личностно-развивающего подхода, выделяются компоненты познавательной активности младших школьников: познавательный интерес, любознательность, познавательная инициатива, познавательная самостоятельность. Даны отличия методов обучения от методов обучения с использованием ИКТ и их классификация; показано использование метода кроссенс. Данный метод способствует проявлению инициативы, развивает творческое мышление учащихся и логическое мышление. По своей сути это замкнутая ассоциативная цепочка, соединяющая в себе головоломку, загадку и ребус. Учащиеся должны понять алгоритм прочтения такой задачи, выстроить логическую связь и найти итоговое решение. Автор статьи описывает методику составления и соответственно прочтения такой задачи, указывает возможности применения данного метода на разных этапах урока. Апробация исследования проводилась в 2025 году на базе 3 класса МБОУ «СОШ № 24 им. М. Б. Раковского г. Липецка» (32 человека принимали участие в эксперименте) на уроках литературного чтения. В работе приведены конкретные варианты (представлены примеры) использования кроссенса при изучении литературных тем. Были использованы эмпирические (беседа, анкетирование на всех этапах эксперимента) и математические методы (для обработки и подсчета результатов). Итоги экспериментальной работы позволили выделить критерии познавательной активности, дать им четкую характеристику. В работе показана положительная динамика результатов развитости познавательной активности у младших школьников до и после исследования (материал для удобства и максимальной видимости представлен в табличной форме). Поскольку динамика полученных результатов показала эффективность методов с использованием ИКТ, был сделан вывод необходимости применения данных методов обучения в образовательном процессе.
Баранов С.П. Гносеологический подход к начальному обучению, под редакцией А. Ж. Овчинниковой, Л. З. Цветановой-Чуруковой. София: Prepress, 2012. 168 с.
Baranov S. P. Gnoseological Approach to Primary Education, edited by A. Zh. Ovchinnikova, L. Zh. Tsvetanova-Churukova. Sofia: Prepress, 2012. 168 p. (in Russian)
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: Педагогика,1996. 125 с.
Davydov V. V. Theory of developing learning. Moscow: Pedagogy, 1996. 125 p. (in Russian)
Миленкова В. Чурукова Л.., Овчинникова А. Ж., Соловьева Т. А. Цифровизация в образовании и учебной деятельности. Технологии расширенного обучения в высшем образо-вании (TELE)2022. 2-я Международная конференция 2022 года по обучению с использованием технологий в высшем образовании (TELE), 2022, c. 334–339. DOI: 10.1109/TELE55498.2022.9801057
Milenkova V., Churukova L, , Ovchinnikova A. Zh., Solovyeva T.A. Digitalization in education and learning activities. Technology enhanced learning in higher education (TELE) 2022. The 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE), 2022, pp. 334–339. (in Russian) DOI: 10.1109/TELE55498.2022.9801057
Мирза Н. В., Чшиголева А. В. Проблема формирования познавательного интереса у де-тей дошкольного возраста. Образование и наука без границ, 2017, № 8 (16), c. 66–68.
Mirza N. V. Chshigoleva A. V. The problem of formation of cognitive interest in children of preschool. Education and Science Without Borders, 2017, no. 8 (16), pp. 66–68. (in Russian)
Овчинникова А. Ж., Лазарева М. В., Абрамова В. В., Соловьева Т. А. Использование ин-теллектуальных информационных технологий в образовательном процессе начальной шко-лы. 4-я Международная конференция по обучению с использованием технологий в высшем образовании. TELE 2024, 2024, c. 209–213.
Ovchinnikova A. Zh., Lazareva M. V., Abramova V. V., Solovyeva T. A. The use of intelligent information technologies in the educational process of primary school. The 4th International Con-ference on Technology Enhanced Learning in Higher Education. TELE 2024, 2024, pp. 209–213. (in Russian)
Семенова И. Н., Слепухин А. В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий. Образование и наука, 2013, № 5 (104), c. 95–101.
Semenova I. N., Slepukhin A. V. Classification and design of teaching methods using infor-mation and communication technologies. Education and Science, 2013, no. 5 (104), pp. 95–101. (in Russian)
Сериков В. В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий. Вестник Волгоградского государственного педагогического университета, 2011, № 8 (62), c. 14−19.
Serikov V. V. Personality developing education: two decades of searching. Bulletin of Volgo-grad State Pedagogical University, 2011, no. 8 (62), pp. 14−19. (in Russian)
Суслова И. Б. Инновационные образовательные технологии: от цифры к методике. Гу-манизация образования. 2024, № 3, с. 93–101.
Suslova I. B. Innovative educational technologies: from digit to methodology. Humanization of Education, 2024, no. 3, pp. 93–101. (in Russian)
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности уащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, 1979. 160 с.
Shchukina G. I. Activization of cognitive activity of students in the educational process. Moscow: Prosveshchenie Publishing House, 1979. 160 p. (in Russian)
Яковлева Е. В., Колесов В. И., Лавина Т. А. и др. Технологии развития творческих спо-собностей младших школьников в современном образовательном процессе. Вестник Череповецкого государственного университета, 2024, № 4 (121), с. 211–225. .
Yakovleva E. V., Kolesov V. I., Lavina T. A., et al. Technologies to develop the younger schoolchildren`s creative abilities in the modern education process. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 4 (121), pp. 211–225. (in Russian) .
Baranov S. P. Gnoseological Approach to Primary Education, edited by A. Zh. Ovchinnikova, L. Zh. Tsvetanova-Churukova. Sofia: Prepress, 2012. 168 p. (in Russian)
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: Педагогика,1996. 125 с.
Davydov V. V. Theory of developing learning. Moscow: Pedagogy, 1996. 125 p. (in Russian)
Миленкова В. Чурукова Л.., Овчинникова А. Ж., Соловьева Т. А. Цифровизация в образовании и учебной деятельности. Технологии расширенного обучения в высшем образо-вании (TELE)2022. 2-я Международная конференция 2022 года по обучению с использованием технологий в высшем образовании (TELE), 2022, c. 334–339. DOI: 10.1109/TELE55498.2022.9801057
Milenkova V., Churukova L, , Ovchinnikova A. Zh., Solovyeva T.A. Digitalization in education and learning activities. Technology enhanced learning in higher education (TELE) 2022. The 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE), 2022, pp. 334–339. (in Russian) DOI: 10.1109/TELE55498.2022.9801057
Мирза Н. В., Чшиголева А. В. Проблема формирования познавательного интереса у де-тей дошкольного возраста. Образование и наука без границ, 2017, № 8 (16), c. 66–68.
Mirza N. V. Chshigoleva A. V. The problem of formation of cognitive interest in children of preschool. Education and Science Without Borders, 2017, no. 8 (16), pp. 66–68. (in Russian)
Овчинникова А. Ж., Лазарева М. В., Абрамова В. В., Соловьева Т. А. Использование ин-теллектуальных информационных технологий в образовательном процессе начальной шко-лы. 4-я Международная конференция по обучению с использованием технологий в высшем образовании. TELE 2024, 2024, c. 209–213.
Ovchinnikova A. Zh., Lazareva M. V., Abramova V. V., Solovyeva T. A. The use of intelligent information technologies in the educational process of primary school. The 4th International Con-ference on Technology Enhanced Learning in Higher Education. TELE 2024, 2024, pp. 209–213. (in Russian)
Семенова И. Н., Слепухин А. В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий. Образование и наука, 2013, № 5 (104), c. 95–101.
Semenova I. N., Slepukhin A. V. Classification and design of teaching methods using infor-mation and communication technologies. Education and Science, 2013, no. 5 (104), pp. 95–101. (in Russian)
Сериков В. В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий. Вестник Волгоградского государственного педагогического университета, 2011, № 8 (62), c. 14−19.
Serikov V. V. Personality developing education: two decades of searching. Bulletin of Volgo-grad State Pedagogical University, 2011, no. 8 (62), pp. 14−19. (in Russian)
Суслова И. Б. Инновационные образовательные технологии: от цифры к методике. Гу-манизация образования. 2024, № 3, с. 93–101.
Suslova I. B. Innovative educational technologies: from digit to methodology. Humanization of Education, 2024, no. 3, pp. 93–101. (in Russian)
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности уащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, 1979. 160 с.
Shchukina G. I. Activization of cognitive activity of students in the educational process. Moscow: Prosveshchenie Publishing House, 1979. 160 p. (in Russian)
Яковлева Е. В., Колесов В. И., Лавина Т. А. и др. Технологии развития творческих спо-собностей младших школьников в современном образовательном процессе. Вестник Череповецкого государственного университета, 2024, № 4 (121), с. 211–225. .
Yakovleva E. V., Kolesov V. I., Lavina T. A., et al. Technologies to develop the younger schoolchildren`s creative abilities in the modern education process. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 4 (121), pp. 211–225. (in Russian) .
Ключевые слова:
познавательная активность, младший школьник, методы обучения с использованием ИКТ, компоненты, факторы, личностно-развивающий подход, критерии, уровни, кроссенс
Для цитирования:
Развитие познавательной активности у младших школьников на основе методов обучения с использованием информационных компьютерных технологий // Пространство педагогических исследований. 2025. Т. 2, № 3 (7). С. 71–84. https://doi.org/10.23859/3034-1760.2025.66.65.005; EDN: IFQRCD
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.